Режиссер: Константин Богомолов
Произведение: Теллурия,
Владимир Сорокин
БУТАН
БУТАН
БУТАН
О жизни, её смысле и о судьбе
О судьбе
С судьбой следует обходиться, как со здоровьем: когда она нам благоприятствует – наслаждаться ею, а когда начинает капризничать – терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам.
Ларошфуко, «Максимы и моральные размышления».
Об истине
… и среди грома глупости, литавров скуки, рабьих великолепий, — маленький ярмарочный писк грошовой истины.
Владимир Набоков. Дар
О своих сухарях
«Даров не принимай: ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых».
Исход, гл. 23: 8
«Свой сухарь лучше чужих пирогов».
Русская народная мудрость
«Подарки любят отдарки».
Русская поговорка
О силе современной философии
Сам он предпочитал называть себя философом. Но в платежной ведомости его должность называется однозначно: crack discourse-monger first grade. То есть на самом деле он такой же точно военный. Но противоречия тут нет — мы ведь не дети и отлично понимаем, что сила современной философии не в силлогизмах, а в авиационной поддержке.
Виктор Пелевин
S.N.U.F.F.
О том, что проделан большой путь
Забывается – надо специально сесть и постараться вспомнить – забывается, каково было жить в прежней больнице. Там не было таких приятных мест для отдыха. Не было телевизоров, бассейнов, курятины два раза в месяц. Голые стены, стулья, смирительные рубашки, такие, что надо часами трудиться, пока из них выберешься. С тех пор медики многому научились. «Проделан большой путь», говорит толстолицый по связям с общественностью. Они очень украсили жизнь при помощи краски, украшений и хромированной сантехники. «Человек, которому захочется сбежать из такого приятного места, – говорит толстолицый по связям с общественностью, – да такой человек просто чокнутый».
Кен Кизи
О Времени
Время – это вечность, у которой икота.
Умберто Эко
Баудолино
О деньгах
Деньги – это средство обмена; либо они у тебя есть, либо их нет, - в остальном это не тема для разговора.
Макс Фриш
О страхе и мечте
Необходим строгий контроль всей банковской системы, кредитования и инвестиций, необходимо положить конец спекуляциям с деньгами других людей и обеспечить адекватную, но твердую валюту (…)(…) Единственное, чего мы должны бояться, - это страх, смутный, неразумный, неоправданный ужас, парализующий усилия, которые мы должны приложить к тому, чтобы превратить отступление в наступление. (…)
Вооружившись подобным настроем, вы и я сможем противостоять нашим общим трудностям. Слава Богу, они носят сугубо материальный характер. (…) Налоги возросли, наша платежеспособность резко снизилась, администрация всех уровней столкнулась с серьезным урезанием доходов, средства обмена заморожены в торговых потоках, повсюду, словно засохшая листва, рассыпаны останки промышленных предприятий, фермеры не могут найти рынков сбыта для своей продукции, пропали многолетние сбережения тысяч семей. (…)
Только глупый оптимист способен отрицать эту мрачную действительность.
И все же наше бедственное положение происходит не от недостатка материальных средств. Мы не подвергались нашествию саранчи. По сравнению с бедствиями, которые преодолели наши праотцы, потому что верили и не боялись, наши трудности далеко не так трагичны. Природа продолжает приносить нам щедрые дары, а труды людей приумножают их. Изобилие находится на расстоянии вытянутой руки, но при этом мы не в состоянии воспользоваться им в полной мере.
Прежде всего потому, что те, кто руководит обменом продуктов человеческого труда, потерпели поражение из-за собственного упрямства и некомпетентности, признали свое поражение и умыли руки. Приемы беспринципных менял подлежат суду общественного мнения – они противны всем человеческим чувствам и разуму. Да, они пытались, но их попытки не выходили за рамки отжившей свое традиции.
Столкнувшись с невыплатой кредитов, они смогли предложить лишь еще большие кредиты.
Лишившись возможности приманивать людей прибылью, они прибегли к увещеваниям, слезно умоляя вернуть им прежние условия. Им известны лишь правила поколения корыстолюбцев.
У них нет мечты, а без мечты человек обречен…
Счастье заключается не просто в том, чтобы иметь деньги, а в радости, которую приносит достижение цели, в волнении, вызываемом творческими исканиями.
Нельзя больше забывать о радости и моральном стимулировании труда в безумной погоне за эфемерной прибылью. Эти мрачные дни окупят все лишения, выпавшие на нашу долю, если научат нас, что наша истинная судьба не в том, чтобы служить кому-то, а в том, чтобы служить самим себе и своим согражданам.
Франклин Делано Рузвельт
Инаугурационное обращение, 4 марта 1933 года
О языках
Языки надо знать тем, кто продает. Тех, кто покупает, понимают без слов, кем бы они ни были.
Габриэль Гарсиа Маркес
Любовь во время чумы
Кто не знает иностранных языков, тот не имеет понятия о своем собственном.
Иоганн Вольфганг Гете
Длинное многоточие прекрасных дней, прерываемых изредка междометием грозы.
Набоков, "Дар"
И он почувствовал то, что пошлее всего на свете – укол упущенного случая.
Набоков, "Дар"
Странно, каким восковым становится воспоминание, как подозрительно хорошеет херувим по мере того, как темнеет оклад, - странное, странное происходит с памятью… Взамен дивных привидений нам остается веер цветных открыток.
Набоков, "Дар"
Наступил декабрь; весь город в лихорадке; страсти к наслажденьям дана законная сила; везде шум невиданных приготовлений...Прав был тот, кто сказал, что раньше декабрь длился месяц, а теперь - весь год... Больше стойкости в том, чтобы оставаться трезвым, когда весь народ перепился до рвоты; больше умеренности в том, чтобы, не смешиваясь со всеми, не выделяться и не составлять исключения и делать то же самое, что все, но иначе.
Сенека. «Нравственные письма к Луциллию»
Извольте вы мой толк послушать:
Блаженство не в лучах порфир,
Не в вкусе яств, не в неге слуха;
Но в здравьи
И спокойстве духа.
Умеренность есть лучший пир.
Гавриил Державин «Приглашение к обеду»
Time is inherently egalitarian (everyone has 24 hours a day) and inherently scarce (most people say they don't have enough). In thinking about how time is spent, it is useful to remind ourselves that while we may think of time as fixed and beyond an individual's control, in reality perceptions of time are very much a social convention. This social convention is obvious with regard to the dominant temporal model of the stages of life, but it is also true for smaller
units of time. The length of the working day, the number of working days in the week, the existence of the weekend, the number of days of holiday and the time spent in leisure are not fixed. Rather, they have evolved over time and will no doubt continue to do so. It is a long-lost mystery as to why the week is structures into seven days. It mimics no naturally occurring phenomena. How the week is structured is not a historical constant but has changed over time. Rather than consuming time, we expect more time to be spent investing in intangibles. In other words, more re-creation than recreation".
Lynda Gratton. The 100-Year Life. Living and Working in an Age of Longevity
Пошлость – это посредственность, возведенная в норму.
В.В. Набоков. «Дар».
Тяжесть весны совершенно бездарна, - спать, спать!
В.В. Набоков. «Дар».
О надежде
Надежда летает на крыльях, а международные конференции тащатся за ней по пыльным дорогам.
Уинстон Черчилль
1925 г.
"Чтобы уберечься от воров, которые взламывают сундуки, шарят в мешках и залезают в комоды, люди обвязывают эти вещи веревками и канатами, навешивают на них замки и засовы. В миру это называют предусмотрительностью. Но если придет большой вор, то он взвалит на себя сундук, подхватит мешок и утащит комод, страшась только, что все эти веревки и замки окажутся недостаточно прочными. И разве то, что прежде называли предусмотрительностью, не окажется на самом деле накоплением богатства для большого вора?
Есть ли среди тех, кого в свете называют предусмотрительными, такие, которые не собирают добро для большого вора?"
"Древние называли успехом не обладание колесницей и шапкой знатного вельможи, а всего лишь невозможность добавить что-нибудь к своему счастью. Нынче же успехом считается обладание шапкой и колесницей знатного вельможи. Но шапка и колесница не дарованы нам нашей природой и судьбой. То, что дается нам по случаю, задерживается у нас лишь на время, и мы не можем ни
привлечь эту вещь, ни удержать ее у себя навеки".
Чжуан-цзы "Внутренний раздел"
Четыре завета пути
Не отягощай себя мечтами о славе.
Не строй корыстных расчетов.
Не бери на себя бремя пошлых дел.
Не пытайся владеть тем, что знаешь.
Чжуан-цзы "Внутренний раздел"
Повар и пустота
"Повар Дин разделывал бычьи туши для царя Вэнь-хоя. Взмахнет рукой, навалится плечом, подопрет коленом, притопнет ногой, и вот: вжик! бах! Сверкающий нож словно пляшет в воздухе – то в такт мелодии "Тутовая роща", то в ритме песен Цзиншоу.
– Прекрасно! – воскликнул царь Вэнь-хой. – Сколь высоко твое искусство, повар!
Отложив нож, повар Дин сказал в ответ: "Ваш слуга любит Путь, а он выше обыкновенного мастерства.
Поначалу, когда я занялся разделкой туш, я видел перед собой только туши быков, но минуло три года – и я уже не видел их
перед собой! Теперь я не смотрю глазами, а полагаюсь на осязание духа, я перестал воспринимать органами чувств и даю претвориться во мне духовному желанию. Вверяясь Небесному порядку, я веду нож через главные сочленения,
непроизвольно проникаю во внутренние пустоты, следуя лишь непреложному, и потому никогда не наталкиваюсь на мышцы или сухожилия, не говоря уже о костях. Хороший повар меняет свой нож раз в год – потому что он режет.
Обыкновенный повар меняет свой нож раз в месяц – потому что он рубит. А я пользуюсь своим ножом уже девятнадцать лет, разделал им несколько тысяч туш,
а нож все еще выглядит таким, словно он только что сошел с точильного камня. Ведь в сочленениях туши всегда есть промежуток, а лезвие моего ножа не имеет
толщины. Когда же не имеющее толщины вводишь в пустоту, ножу всегда найдется предостаточно места, где погулять. Вот почему даже спустя девятнадцать лет мой нож выглядит так, словно он только что сошел с точильного камня. Однако
же всякий раз, когда я подхожу к трудному месту, я вижу, где мне придется нелегко, и собираю воедино мое внимание. Я пристально вглядываюсь в это место, двигаюсь медленно и плавно, веду нож старательно, и вдруг туша
распадается, словно ком земли рушится на землю. Тогда я поднимаю вверх руку, с довольным видом оглядываюсь по сторонам, а потом вытираю нож и кладу его
на место".
– Превосходно! – воскликнул царь Вэнь-хой. – Послушав повара Дина, я понял, как нужно вскармливать жизнь".
Чжуан-цзы "Внутренний раздел"
Про знания
Большое знание безмятежно-покойно.
Малое знание ищет, к чему приложить себя.
Великая речь неприметно тиха,
Малая речь гремит над ухом.
Чжуан-цзы "Внутренний раздел"
Про пути
Великий Путь не называем.
Великое доказательство бессловесно.
Великая человечность нечеловечна.
Великая честность не блюдет приличий.
Великая храбрость не горит отвагой.
Путь, проявивший себя, перестает быть Путем. Речь, ставшая словом, не выражает правды. Человечность, которая всегда добра, не свершит добро. Показная честность не внушает доверия. Храбрость, не знающая удержу, не приносит победы. (...) Знать, как остановиться на незнаемом, – это есть совершенство.
Чжуан-цзы "Внутренний раздел"