Памяти мамы

 

Театральная Москва прощается с заслуженной артисткой России Валентиной Савельевой, игравшей в театре вместе с Владимиром Зельдиным, а в кино с Владимиром Высоцким. Более 50 лет она прослужила в Центральном академическом театре Советской (Российской) Армии, сыграв там 56 ролей. Театралы помнят ее в спектаклях "Учитель Танцев", "Смерть Иоанна Грозного", "Физики", "Тогда в Тегеране", "Белая палатка", "Не беспокойся, мама", "Васса Железнова", "Дама с камелиями", "Макбет", "Закон вечности", "Британик" и многим другим.

Ее последней ролью на телевидении была роль в фильме "Жизнь и судьба" Сергея Урсуляка - режиссера, работу с которым она особенно ценила и вспоминала вплоть до последних дней своей жизни. "Валентина Алексеевна была прекрасной актрисой. Пусть земля ей будет пухом", - откликнулся Сергей Урсуляк, узнав о ее кончине. "Она была очень талантливой актрисой и светлым и радостным человеком. Вечная ей память!" - говорится в письме из Центральный академический театр Российской Армии.

"Актерская доля - то наверх, то вниз. Счастливая горькая доля", - эту песню Аллы Пугачевой она слушала незадолго до смерти. Всю себя она отдала Театру, гордилась своим театром, переживала за его судьбу. И была безмерная горечь расставания с Театром. "А все-таки я прожила счастливую жизнь. Есть столько всего, что вспомнить!" - к этой мысли она часто возвращалась в последние месяцы жизни. Она вспоминала и свои гастроли, и свои многочисленные туристические приключения: Алма-Ату и Свердловск, Фрунзе и Красноярск, Донецк и Одессу, Париж, Рим, воинские части в Чехословакии, ГДР, Венгрии, Польше, Сингапур и Индию, Филиппины и Малайзию...

Актриса Валентина Савельева умерла в Москве на 82-м году жизни от болезни сердца, осложнившейся на фоне пневмонии. Помимо Театра, у нее была еще одна страсть - подмосковный Звенигород и родная звенигородская земля, откуда, из Саввинской слободы, из-под Саввино-Сторожевского монастыря, идут ее корни по отцовской линии. А по материнской - из села Устье Владимирской области. Ее папа был токарем на заводе, мама - бухгалтером. Ее брат Юрий Алексеевич, проводивший ее в последний путь, - рабочий, изобретатель.

Она так мечтала этой весной снова вернуться в свой сад, ухаживать за цветами, открыть после зимовки из-под брезента кусты алых роз, просто покопаться в земле, в огороде... Согласно ее последней воле, ее прах предан земле на Верхнем Посаде Звенигорода, рядом с могилами ее родителей Алексея Семеновича и Татьяны Ильиничны Савельевых.

Театралы прощаются с актрисой Валентиной Савельевой. А я прощаюсь со своей любимой мамой.

А кусты алых роз, мы снова откроем, и они снова распустятся. Не беспокойся, мама.

08.07.1940 - 13.03.2022

укрощение строптивой.jpg
 

Теат р

«Укрощение строптивой» В. Шекспира

режиссёр А. Попов, художник Н. Шифрин

- Бьянка

давным давно 1.jpg
давным давно 2.jpg

"Давным-давно"

учитель танцев 3.jpg
Учитель танцев 1.jpg
учитель танцев 2.jpg

«Учитель танцев» Лопе де Вега

режиссёр В. Канцель, художник И. Федотов

- Флорелла

океан.jpg

«Океан» А. Штейна

режиссер А. Дунаев, художник Б. Волков, композитов П. Аедоницкий

- массовые сцены

левониха на орбите.jpg

«Левониха на орбите» А. Макаенка

 режиссер Б. Львов-Анохин, художник А. Матвеев

- эпизоды

игра без правил.jpg

1961 год.

«Игра без правил» Л. Шейнина

режиссер А. Дунаев, художник М. Мукосеева

- Наташа

не забуду.jpg

1962 год.

«Не забуду!» И. Соболева

режиссёры П. Лесли, М. Майоров, художник Е. Гранат

- Катя

62-01-01 не забуду_edited.jpg
не забуду 2.jpg
Яков Богомолов. 141-20.jpg
яков богомолов кадр..jpg

"Яков Богомолов"

когда танцуют розы.jpg

1963 год.

«Когда танцуют розы» В. Петров

режиссёр Б. Львов, художник М. Мукосеева

- Влюбленная

шоссе1.jpg
шоссе 2.jpg
шоссе 3.jpg

«Шоссе на Большую Медведицу» Ю. Семёнова

режиссёр Л. Хейфец, художник О. Целков

-Тоня

Солдат и Ева.jpg

1964 год.

«Солдат и Ева» Е. Борисовой

режиссёр А. Попов, художник И. Сумбаташвили

- Молодая мать

дикий капитан 1.jpg
дикий капитан 2.jpg

«Дикий капитан» Ю. Смуула

режиссёр В. Пансо, художник Л. Розе

- Возлюбленная адмирала

камешки на ладони 2.jpg
камешки на ладони.jpg

«Камешки на ладони» А. Салтынского

режиссёр А. Попов, художник П. Кириллов

- Лорка

физики 2.jpg
физики 1.jpg

 «Физики» Ф. Дюрренматта

режиссёр Д. Тункель, художник М. Мукосеева

- Моника

есть у моря свои законы.jpg
160. Есть у моря свои законы.jpg

«Есть у моря свои законы» Е. Черткова

режиссёр Н. Мокин, художники Сосунов, Лалевич

- Светлана

смерть иоанна грозного.jpg

«Смерть Иоанна Грозного» А. Толстого

режиссёр Л. Хейфец, художник И. Сумбаташвили

- Царевна Ирина

Надежда Милованова2.jpg
Надежда Милованова.jpg

«Надежда Милованова» В. Панова

режиссёр Н. Мокина, художники В. Лалевич, Н Сосунов,

композитор Э. Олах

два товарища.jpg

1968 год.

«Два товарища» В. Войнович

Постановка М. Буткевич, режиссёр С. Вальков, художник В. Дургин

- Оля

тогда в Тегеране.jpg
тогда в Тегеране2.jpg

1970 год.

 «Тогда в Тегеране» В. Егорова и В. Тура

режиссёр О. Кудряшов, художник И. Сумбаташвили

- Роушан

неизвестный солдат.jpg

1971 год.

«Неизвестный солдат» А. Рыбакова

режиссёр А. Попов, художник И. Сумбаташвили

-Зоя

амнистия1.jpg
амнистия 2.jpg

«Амнистия» Н. Матуковского

режиссёр А. Шатрин, художник М. Карташев

- Дрозд

человек со стороны.jpg

«Человек со стороны» И. Дворецкого

режиссёр А. Шатрин, художник И. Сумбаташвили

- Щеголева

человек со стороны 2.jpg
птицы нашей молодости.jpg

1973 год.

«Птицы нашей молодости» И. Друцэ

Режиссёры Б. Львов-Анохин и Б. Морозов, художник В. Левенталь

- Молодая женщина

третья встреча 2.jpg
Третья встреча.jpg

1974 год.

«Третья встреча» М. Ганиной

режиссёр А. Бурдонский, художник С. Бахрин,

композитор Н. Минх

- Ольга

«Святая святых» И. Друцэ

режиссёр И. Унгуряну, художник Э. Кочергин

- Девушка в седом парике

Святая-святых.jpg
комическая фантазия1.tif
комическая фантазия3.tif
комическая фантазия12.jpg

1985 год.

«Комическая фантазия» Г. Горина

режиссёр Р. Горяев, художник П. Белов

- Якобина

дело жизни2.jpg
дело жизни1.jpg

«Дело жизни» А. Хруцкого

режиссёры Р. Горяев и Б. Морозов,

художник П. Белов

- Вера

Усвятсикие.jpg

«Усвятские шлемоносцы» Е. Носов

режиссёр А. Вилькин, художник П. Белов

- Нюрка

старик1.jpg
старик 2.jpg

1982 год

«Старик» М. Горького

режиссёр Ю. Еремин, художник П. Белов

- Софья Марковна

сад.jpg

«Сад» В. Арро

режиссёр А. Бурдонский, художник В. Фомин

- Марина

белая палатка1.jpg
белая палатка2.jpg

1984 год.

«Белая палатка» И. Станюка

режиссёры д/р В. Ованесов и И. Унгуряну , художник А. Боровский-Бродский

- Киреева

Смотреть в хорошем качестве: https://alltheater.ru/watch.php?vid=da11aa2d6

дама с камелиями 1.jpg

«Дама с камелиями» А. Дюма-сын

режиссёр А. Бурдонский, художник В. Фомин

- Олимпия,

С 2000 года - Прюданс Дювернуа

макбет 1.jpg
макбет 23.jpg

1986 год.

«Макбет» У. Шекспир

режиссёр И. Унгуряну, художник И. Сумбаташвили

- Ведьма

аномалы.jpg

1989 год

«Аномалы» М. Галесника

режиссёр М. Черияченко, художник Н. Маслов

- Анна Игнатьевна

орхидея.jpg

1993 год.

«Бриллиантовая орхидея» Дж. Лоуренса, Р. Ли

режиссёр А. Бурдонский, художник А. Коженкова

- Секретарь

гарольд1.jpg
гарольд 2.jpg

«Гарольд и Мод» К. Хиггинса, Ж. Каррьера

режиссёр А. Бадулин, художник Б. Бланк

- Мадам Чейзен

загнанная лошадь 2.jpg

1995 год.

«Загнанная лошадь» Ф. Сагана

режиссёр Н. Пинигин, художник З. Марголин

- Фелисити

загнанная лошадь 1.jpg
британик 1.jpg
британик 2.jpg

1997 год.

«Британик» Ж. Расина

режиссёр А. Бурдонский, художник А. Коженкова

- Альбина

IMG-20220513-WA0000 (1).jpg

2006 год.

«Загнанная лошадь»

любовь 2.jpg
любовь 3.jpg
любовь 1.jpg

2000 год.

«Любовь дона Перлимплина» Ф. Лорка

режиссёры С. Усман и Аль-Баш, художник О. Боженко

- Маркольфа

 

Кино

увольнение 1.jpg
увольнение 2.jpg

1962 год

Фильм "Увольнение на берег"

однокурсница Жени

увольнение на берег.jpg
ступени 1.jpg
ступени 2.jpg

1973 год

Фильм-спектакль "Ступени"

Оля

призываюсь весной.jpg
призываюсь весной2.jpg

1984 год

Фильм-спектакль "Призываюсь весной"

Корнева

последние свидание.jpg

1985 год

Фильм "Последнее свидание"

дочь Ермолаевых

угрюм река2.jpg
угрюм река.jpg

1986 год

Фильм "Угрюм-река"

режиссев Ярополк Лапшин

Клюка

умирает душа обложка.jpg
Savelyeva .jpg

1997 год

"Умирает душа"

Т/с по пьесе М.Горького "Последние" (вторая часть). А.Парра, А.Покровская, О.Богданова, И.Ветров, С.Безруков, В.Безруков, В.Дубров, В.Савельева. Реж.В.Загоруйко.

ж и с 3.jpg
ж и с 1.jpg

2012 год

Фильм "Жизнь и судьба"

Клара Генриховна

Афиши, Инт ервью

 
учитель танцев.jpg

23 мая 1968 г. Второе рождение роли. Клуб театральной молодежи. Вечер вводов.

зельдин.jpg

Полный текст интервью.

2010 год. Исповедь Дон Кихота

Интервью Владимира Зельдина в честь своего 95-летия

10-02-09 Zeldin 95.2.jpg
учитель танцев 2.jpg

К 60-летию со дня премьеры спектакля "Учитель танцев"

"Выдалось свободное время и я пошла посмотреть "Учителя танце". В антракте ко мне подходит артистка нашего театра, с которой мы вместе поступила в ТА, Светлана Дик и говорит: "Слушай, мы вот решили делать второй состав - ты будешь старшей сестрой Фелисианой, я Флорелой, а Леон Кукулян - Альдемаро. Когда она мне это сказала у меня был шок, я не представляла, что к этому спектаклю можно было прикоснуться."

" Курьез у меня случился на первом же спектакле. В конце первого акта, убегая в глубь сцены мимо фонтана за что-то зацепилась (это был шланг, подающий воду) и плюхнулась. На первом же спектакле, представляете!"

Текст полностью

http://tarmy.narod.ru/yt.htm

без участия В.А. Савельевой, 1952 год

амнистия.1.jpg
Афишы Савельева.10.jpg
Афишы Савельева.03.jpg
Афишы Савельева.04.jpg
Афишы Савельева.07.jpg
Афишы Савельева.09.jpg

Пробы

 
1960-02-03 гитис 3 курс.jpg
1960-01-01 мимо окон идут поезда.jpg
1960-02-02 гитис 3 курс.jpg
1960-02-03 гитис 3 курс2.jpg
1961-01-01 фото.6.jpg
1961-01-01 фото.2.jpg
1961-01-01 фото.5.jpg
1961-01-01 фото5.jpg
1962-03-01 молодо-зелено.1.jpg
1961-02-01 ночь без милосердия 4 курс.jpg
1961-03-01 гусарская баллада проба.2.jpg
1961-02-01 когда деревья были большими2.jpg
1961-03-01 гусарская баллада проба.3.jpg
1961-03-02 4 курс, Семь нянек, пробы Мосфильм.jpg

Маме - 80!

 

8 июля 2020 года у моей мамы, Валентины Алексеевны Савельевой, был юбилей. Ей исполнилось 80 лет.  Из них 55 лет своей жизни, с 1961 года, она отдала службе в Театре Армии. За эти десятилетия назывался он по-разному, но неизменно был «армейским». Поступила мама в Театр Советской Армии сразу после окончания театрального института -  ГИТИСа (ныне РАТИ), куда поступила в 1957 году на курс Григория Конского. Мама была из рабоче-крестьянской семьи, с корнями из Саввинской слободы, что под Саввино-Сторожевским монастырем, в Звенигородском крае. Мой дед, ее папа, Алексей Семенович, был выдающийся токарь. Но ничем театральным в маминой семье не пахло. А мама мечтала стать актрисой – и добилась своего. Среди ее преподавателей были Ольга Андровская и Всеволод Астальский.

 

За эти годы в Театре мамой сыграны многие десятки ролей. Военная тематика? Безусловно. Но далеко не только она. Многие годы моя мама исполняла ведущую роль - Флореллы - в таком знаковом спектакле, как «Учитель танцев», где играла вместе с В. Зельдиным, затем с Ф. Чеханковым. Фотография с легендарного 1100-го спектакля «Учитель танцев» с маминым участием размещена теперь в Музее ЦАТРА на Суворовской площади, который был открыт ранее в этом году.

  

В разные годы мама играла в таких спектаклях, как «Укрощение строптивой», «Смерть Иоанна Грозного», «Неизвестный солдат», «Святая святых», «Физики», «Закон вечности», «Белая палатка»,  «Не забуду», «Душа солдата», «Ночью без звезд», «Усвятские шлемоносцы», «Макбет», «Дама с камелиями», «Старик» и многие, многие другие. Зрители помнят маму и по ее работам в кино – от «Увольнения на берег», где она снималась вместе с В. Высоцким, до многосерийной «Жизни и судьбы», которую снял С. Урсуляк.

 

В апреле 1986 года приказом министра обороны СССР за долголетний добросовестный труд мама была награждена медалью «Ветеран труда». В 2000 году получила звание заслуженной артистки России.

 

На заслуженный отдых мама ушла уже из ЦАТРА – Центрального академического театра Российской Армии. Сменялись эпохи. Имя страны. Даже тысячелетие сменилось. Но Театр для мамы всегда, более полувека ее службы, был один-единственный: «пятиконечный театр» на Суворовской площади.    

20210430_135750.jpg
2020-07-08 Savelyeva 80.jpg
20210708_193437.jpg

Мама, прощай

 
IMG-20220503-WA0020.jpg
IMG-20220503-WA0022.jpg
IMG-20220503-WA0015.jpg
IMG-20220503-WA0025.jpg
274943577_2120842161407932_9019087059549233905_n.jpg
20220423_010931.jpg
20220422_181022.jpg
20220422_180809.jpg
275998774_2120840871408061_6422492586262667242_n.jpg

Мамы нет, а эти цветы, которые она посадила, вышли к весеннему свету.

Воспоминания о маме

 

"Валентина Алексеевна была прекрасной актрисой. Пусть земля ей будет пухом"

Сергей Владимирович Урсуляк, кинорежиссёр, сценарист и продюсер, март 2022

SharedScreenshot.jpg
театр.jpg

"Она была очень талантливой актрисой и светлым и радостным человеком. Вечная ей память!"

 

Елена Фантиновна Медведева, заведующая, музей театра Российской армии, март 2022

Vladimir_Zeldin_in_Kremlin_21_May_2015-1.jpg

К 60-летию со дня премьеры спектакля "Учитель танцев" (статья Александры Авдеевой):

"А уж скольким Флорелам объяснялся в любви Альдемаро: Татьяне Алексеевой, Людмиле Касаткиной, Ольге Малько, Галине Ляпиной, Валентине Савельевой, Валентине Аслановой, Нелли Подгорной и т.д. Владимир Михайлович вспоминает, что после Татьяны Павловны Алексеевой он любил играть с Валентиной Савельевой, не просто любил, ему было удобно с ней играть."

Владимир Михайлович Зельдин, советский и российский актёр театра и кино. Артист Центрального академического театра Российской армии (1945 - 2016).

Центральный Академический Театр Российской Армии, Песнь торжествующей любви (narod.ru)

 

 

К 60-летию со дня премьеры спектакля "Учитель танцев" (статья Александры Авдеевой):

 

"Обе мои партнерши были замечательные: и Валя Савельева (с ней мы, кстати, сыграли и ее юбилей, прошел он очень тепло и трогательно, спектакль получился очень хороший, яркий, запоминающийся, и я был очень благодарен Валечке за то, что она пригласила меня сыграть), и Валя Асланова. Они обе очень женственны, очень красивы, с прекрасными лучистыми глазами. Когда видишь глаза партнерши, то от этого всегда как-то зажигаешься…"

Вячеслав Борисович Персиянов-Дубров

Центральный Академический Театр Российской Армии, Песнь торжествующей любви (narod.ru)

dubrov2.jpg

                                                                               ГЕРОИНЯ С ХАРАКТЕРОМ

 

     Ушла Валентина Алексеевна Савельева. И оборвалась очередная «ниточка», связывающая с Центральным Театром Советской Армии, в котором довелось работать в 1985-1989 годах монтировщиком (верховой), а потом костюмером.

    Впрочем, почему довелось? Посчастливилось! Потому что это был прекрасный, незабываемый театр….

    Ещё выходили на подмостки ЦАТСА старейшины труппы, в самом расцвете своих дарований находились представители среднего поколения, а уж о тогдашней молодёжи Театра Армии и говорить было нечего — она по праву считалась чуть ли не самой перспективной в Москве. Ещё на Большой сцене театра без микрофонов и в сопровождении настоящего оркестра шли легендарные спектакли — «героическая комедия» А. К. Гладкова «Давным-давно», выпущенная Алексеем Дмитриевичем Поповым в 1942-ом и поставленный в 1946-ом Владимиром Семёновичем Канцелем «Учитель танцев» Лопе де Вега, с которого, собственно, и началось наше с Валентиной Савельевой знакомство.

       Сперва, разумеется, заочное, зрительское, состоявшееся в 1978-ом. А потом уже непосредственное, в 1985-ом. Тогда поразила потрясающая форма Валентины Алексеевны — тонкой, изящной, лёгкой…. Словно время было над ней не властно!

     А ведь это и впрямь соответствовало истине. Ведь Флорелу Савельева играла 25 (!) лет, отметив отдельным спектаклем эту солидную дату. Кстати, Валентина Алексеевна не хотела её обнародовать. Но возглавлявший в ту пору театр Юрий Иванович Ерёмин настоял на том, чтобы она была обозначена в афише. Потому что, по твёрдому убеждению режиссёра, данным фактом следовало восхищаться. Он даже приводил Савельеву в пример молодым артистам на открытом комсомольском собрании.

     Без сомнения, «Учитель танцев» занимал особое место в биографии Валентины Алексеевны, которой было дорого всё, что с ним связано. Помнится, в 2003-ем, в антракте спектакля «Арфа приветствия» М. Богомольного, в чьём оформлении использовались костюмы из снятых с репертуара постановок театра, в том числе: и из «Учителя танцев», она спросила: «Узнала мои «учительские платья?» И это было так трогательно. А ведь прошло уже 16 лет с момента последнего представления «Учителя танцев», в котором, как известно, Савельева успела побывать партнёршей Владимира Михайловича Зельдина — первого Альдемаро армейской сцены, доказав своё право на роли молодых героинь. Но героинь не обычных, не «голубых», а тех, кто подобно Флореле оказывался способен на решительный поступок.

    Она и сама была такой. Не боялась ни яркой характерности ни болезненного для любой актрисы перехода на возрастные роли. Свидетельство тому — сыгранная лихо, с невероятным куражом Олимпия из «Дамы с камелиями» А. Дюма-сына. И — Альбина в «Британике» Ж. Расина, исполненная в совершенно противоположной, скупой, можно сказать, мужской манере. И — Якобина в «Комической фантазии» Г. И. Горина, в «ролевую палитру» которой наряду с жёсткими, волевыми «красками» добавила каплю женственности. И — Вторая ведьма в «Макбете» В. Шекспира, удивлявшая, прежде всего, своей зловещей пластикой. И — Маркольфа из спектакля «Любовь дона Перлимплина» Ф.-Г. Лорки, превратившаяся у Савельевой в необычное, почти сказочное существо, несмотря на глубокую старость не забывшую что такое озорство и нежность….

     Эта внутренняя гибкость помогала Валентине Алексеевне профессионально развиваться, не стоять на месте. К тому же она старалась не жаловаться на неизбежные в актёрской судьбе простои. И, если думала о какую-то роли, то подавала на неё заявку (как это произошло, например, с той же Якобиной). И это её ничуть не унижало.

      Валентина Алексеевна Савельева, вообще, была лишена фанаберии и потому по-хорошему проста, демократична в общении. Всегда искренне интересовалась всем, что у тебя происходит. А если ненароком проявляла какую-то неловкость, могла спокойно попросить прощения…. Словом, обладала ещё и человеческим талантом, который ценен не менее, чем творческий дар.

 

                                                                           Майя Борисовна Фолкинштейн, май 2022

vjq0plybMA8.jpg
IMG-20220710-WA0005.jpg
IMG-20220707-WA0000.jpg

"Это фото было сделано 22 июля 2001 года.
  Валентина Алексеевна была искренне рада гостям, тем более – друзьям сына и таким же, как она - подмосковным дачникам.
  Она с радостью показывала свои садово-огородные достижения. Там было чем гордиться: ее небольшой участок благоухал цветами и ароматами ягод.
  Ей очень хотелось поделиться с нами простой дачной радостью. И мы увезли с собой саженцы декоративного винограда.
  Виноград оказался очень жизнеспособным, быстро обжил и одомашнил наш участок.
  Каждый год в апреле, когда дачу наполняет весенняя зелень, мы вспоминаем нашу добрую дачную фею Валентину Савельеву."

Вадим Борисович Козюлин, консультант,  ПИР-Центр, июль 2022

IMG-20220710-WA0006.jpg