top of page

Нечто рубенсовское мне не чуждо

Балет "Спартак"

Композитор Арам Хачатурян

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета

Масштаб театра соответствует масштабу действа в хачатуряновском шедевре. Ух! Какой это оказался витальный балет! Все три часа это было совершенно плотское удовольствие. И для ушей, и для глаз. Я был воодушевлен, погружен в это зрелище.

Насколько жизнелюбивая у Хачатуряна музыка, что кажется, будто в финальной сцене Спартак спрыгнет с креста и, в голливудских традициях, расточая улыбки, пойдет дальше резать войско Красса.

Хачатурян писал музыку для «Спартака» в Старой Рузе, в Доме творчества композиторов, – месте, которое так хорошо мне знакомо; это одно из самых близких мне мест. Конечно, я помню этот дом творчества на четверть века позже того, как там творил Хачатурян... и могу только вообразить, какая мощь, какая вакханалия музыки вырывалась тогда из хачатуряновского рузского деревянного домика… А ведь на дворе были 1953 и 1954 годы. А он – то ли о восстании рабов в марксистско-ленинском понимании, то ли о гимне вину и сексу, в понимании вполне общечеловеческом.

Точно написал один музыкальный критик, что есть в музыке "Спартака" нечто рубенсовское в пышности, наслаждающейся жизнью мелодике и роскоши оркестровых звучаний; словно вкушаешь музыку, расточительно привольную, радующуюся своему изобилию. Вот именно. И новосибирский балет передал сегодня эту рубенсовскую сочность вполне, зарядив меня энергией на много дней вперед.

спартак 3.jpg
спартак 2.jpg
спартак 1.jpg
спартак 4.jpg

14 июля 2017 г., Новосибирск

bottom of page